Энергия поздних возрастов

Фрагменты статьи «Энергия поздних возрастов».

Стресс и старение

В пожилом возрасте человек иначе, чем в юности реагирует на стрессовые ситуации.

Если использовать классическое понятие стресса, которое дает Г. Селье, то под «общим адаптационным синдромом» подразумеваются те процессы в организме, которые происходят при его приспособлении к экстремальным, непривычным ситуациям. Они включают три стадии: стадию тревоги, во время которой происходит мобилизация исходных сил организма; стадию резистентности, или устойчивости; стадию истощения с нарастающим ограничением адаптационных возможностей организма.

Г. Селье говорил о том, что развитие общего адаптационного синдрома и три его фазы напоминают процесс жизни с ее различными возрастными периодами. Детство человека сравнивалось им со стадией тревоги, зрелость – со стадией резистентности, старение – со стадией истощения [2].

В.В. Фролькис выдвинул гипотезу о существовании стресс-возраст-синдрома, основу которой составляет представление о стрессе, разработанное Г. Селье. В.В. Фролькис обратил внимание на то, что многие проявления старения сходны с изменениями, возникающими у взрослых при стрессе. К ним можно отнести изменение баланса положительных и отрицательных эмоций, неравномерное изменение возбудимости различных структур лимбической системы и гипоталамуса, изменение соотношения тонуса симпатических и парасимпатических влияний, ослабление нервного контроля и т.д. При стресс-возраст-синдроме часть воздействий имеет приспособительное значение, однако многие другие могут стать причиной повреждения и болезней [10].

При старении снижается приспособительный или адаптивный компонент стресса. Это происходит вследствие того что в старости сдвиги нейрогуморальной регуляции при стрессе не соответствуют состоянию обменных процессов и функций клеток и тканей. Сдвиги во внутренней среде организма, возникающие при стрессе, могут способствовать развитию таких возрастных патологий, как атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь, диабет [2].

С одной стороны, сам процесс старения сопровождается изменениями в организме, сходными с теми, которые происходят при стрессовой реакции. Например, как при старении, так и при стрессе происходят идентичные клеточные и молекулярные сдвиги. С другой стороны, сильные стрессоры способствуют более интенсивному износу организма и быстрому постарению [2].

Если в молодом возрасте стрессовая ситуация мобилизует приспособительные возможности организма, то в пожилом возрасте на фоне уже имеющегося стресс-возраст-синдрома дополнительные стрессы приводят к стойкому повышению артериального давления, инфаркту, инсульту и т.п. [10].

Переизбыток стрессовых факторов способствует физиологическому и психологическому истощению, при которых происходят снижение энергетических запасов человека и быстрое старение.

Период жизни людей, переступивших пенсионный рубеж, не всегда характеризуется успешной адаптацией. Старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биологических приспособительных реакций на изменения в внутренней и внешней среде [2].

Успешность адаптации человека в позднем возрасте во многом определяется адаптацией в молодом и среднем возрастах. Плохое приспособление к новым условиям жизни обычно является в основном психологическим. Однако большое влияние имеют и перенесенные заболевания и воздействия внешней среды (например, труд, питание, быт, стрессовые ситуации и др.) Таким образом, адаптация к старости может рассматриваться только в контексте всего онтогенеза – с учетом высшей нервной деятельности в прошлом и настоящем [2].

Управление своими потенциалами

Старость человека должна быть бодрой, энергичной, счастливой. И.И. Мечников противопоставлял мрачной картине старости, с физической и психической слабостью, болезнями, социальным упадком «светлый образ старости – естественной и здоровой, полнокровной и гармоничной, мудрой и обогащенной опытом» [4].

Сознательное управление своими потенциалами – важная способность пожилого человека. Даже в поздних возрастах человек располагает большими резервными возможностями.

Жизненный опыт, знания и личностный потенциал пожилых людей позволяют им приспособиться к возрастным изменениям. К позднему возрасту у человека должны быть развиты качества автономии и инициативы. Он должен иметь высокую степень адаптации и активности жизненной позиции. Сформировавшееся на протяжении жизни такое личностное качество, как вера в себя, уверенность в своей самоэффективности позволяет представителям поздней взрослости адаптироваться к новым для них условиям окончания профессиональной жизни и к новым ролям и статусу [2].

Важно продвинуться к себе настоящему, начать удовлетворять свои истинные потребности. Все это способствует гигантским выбросам энергии человека, дремлющей в нем до поры, до времени. Ведь огромный потенциал высвобождается под конкретные желания и цели.

«Могу, хочу, делаю». В этой краткой формуле отражена позиция, которую может и должен занимать пожилой человек по отношению к жизни. «Могу» – природные возможности человека, «хочу» – мотивационная направленность, «делаю» – проявление активности личности. Зрелая личность отличается положительной связью всех трех компонентов [12].

Люди своими действиями формируют свой жизненный путь, развивают способность справляться с трудными ситуациями, изменяют собственное окружение. Деятельная жизнь выступает условием поступательного развития личности в поздние годы [2].

Если человек активен и физически, и социально, и интеллектуально, если у него есть интерес к происходящему вокруг, тогда его качество жизни будет высоким. «Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья» (Цицерон).

Функция, которая не вовлечена в деятельность, очень быстро угасает и потребуется больше усилий для ее восстановления, чем для поддержания в рабочем состоянии. Кроме того, все потенциалы человека представляют единое целое, и поэтому сохраняя, например, общую трудоспособность, в том числе выполняя элементарные функции самообслуживания, человек увеличивает жизнеспособность, а следовательно, жизнеобеспечение интеллектуальной деятельности. Продолжая читать, интересоваться многими сторонами жизни, заниматься самообразованием, человек открывает себе путь к долголетию [12].

«Если человеческому организму не удается осуществить все заложенные в нем способности, он начинает слабеть, как слабеют ноги, когда человек не ходит пешком» (Р. Мэй).

Концепция «чем больше мы используем, тем меньше потеряем» проявляется и в способности учиться. Чем больше мы развиваем наш мозг, тем дольше он продолжает работать на нас.

Физическая пассивность вредна для здоровья. Мозгу нужен кислород, а легким нужна помощь в его обеспечении, так как естественное расширение грудной клетки с возрастом снижается. Сердечная мышца может использовать новые пути для циркуляции крови, которые открываются при регулярных физических упражнениях. Умело подобранные физические упражнения могут задержать процесс старения [13].

Результаты изучения биографий творческих личностей показывают, что их продуктивность и работоспособность в разных сферах науки и искусства не снижается в позднем онтогенезе. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой работоспособности не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация различных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, которое способно противостоять процессу старения.

Творческая деятельность в известной мере является фактором не только психологического и социального, но и биологического долголетия [2].

В целях активации духовных сил пожилых используется пробуждение у них желания узнать новое, стимуляция воображения, любопытства [12].

Важное место в жизни пожилого человека занимает общение. Оно активизирует коммуникативный потенциал, который является необходимым условием развития интеллекта человека. Инициатива, активность, интерес к собеседнику, стремление понять его проблемы, отзывчивость – все это важные условия и для общения, и для развития потенциалов человека. Сохранение этих потенциалов и их постоянная активация должны стать главной задачей пожилого человека [12].

Г. Абрамова пишет о том, что выход на пенсию связан с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Это время подготовки к реальному снижению функциональных возможностей, когда должно произойти принятие себя в новом возрасте и выделение главного в своей жизни.

Для человека в пожилом возрасте остается важной потребность в общении и стремление быть социально востребованным. Психологической задачей личностного развития должно стать установление связей вне семьи, то есть расширение жизненного контекста. Установление таких связей воспринимается пожилыми людьми как готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям [13].

В этом возрасте особенно важны близкие, родственные, дружеские связи, но так же важен дальний круг общения. Потребность в корнях, по Э. Фромму, – базисная потребность человека быть неотъемлемой частью социального мира, ощущать свою принадлежность к нему. Его не может не пугать приближающаяся смерть. Человек нуждается в корнях, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью мира. Эту потребность в корнях, по мнению Э. Фромма, и удовлетворяет семья, которая дает человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности [16].

[2]. Возрастная психология. Учебник / под ред. А.К. Белоусовой. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
[4]. Гройсман А.Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1996.
[10]. Обухова Л.Ф., Обухова О.Б, Шаповаленко И.В. Проблема старения с биологический и психологической точек зрения // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
[12]. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика плюс, 1998.
[13]. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001.
[16]. Психология человека от рождения до смерти. Хрестоматия / под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.